Русской Православной Церкви 2011 г. Содержание пояснительная записка - страница 2


^ II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования.


Приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное образование и воспитание своих детей зафиксировано в целом ряде актов международного права. Изначально оно было закреплено Международной конвенцией «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года; наша страна присоединилась к этой Конвенции в 1962 году1.

5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями.

Впервые о духовно-нравственном воспитании как приоритете российской системы образовании Правительством Российской Федерации было заявлено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой в 2001 году. В этом программном документе было отмечено следующее:

«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».2

Важным шагом на пути реализации этой Концепции стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе.

Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образования должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».

Законом Российской Федерации «Об образовании» воспрещается формирование в государственном и муниципальном образовательном учреждении централизованной или местной религиозной организации, равно как воспрещается создание там организационных структур политических партий и движений. Однако светский характер государства не противоречит праву на получение религиозного образования, поэтому апробация и введение православного компонента образования не воспрещается.

Национальным законодательством Украины также предполагается в качестве целей образования сохранение национальных культурных традиций, духовное и нравственное развитие личности. В качестве принципов образования упоминается его светский характер и независимость школы от религиозных организаций (ст.9 Закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991г. № 1060-XII). Преподавание вероучительных дисциплин в общеобразовательных школах возможно при наличии письменного заявления родителей и без ущерба для реализации государственного образовательного стандарта.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991г. № 1202-XII). В принятом в 2010 году Кодексе Республики Беларусь об образовании содержатся следующие положения:

«2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

2.10. Обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия».

«4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеурочное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Раздел 1, глава 1, ст. 2, принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года.)

Закон Республики Молдова «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995г. в ст.4 предусматривает, что духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего и высшего образования - факультативным. Кроме того, предусматривалась возможность морально-религиозного образования в государственных школах всех уровней (ст.43 Закона Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII).

Таким образом, на сегодняшний день, национальное законодательство Украины, республики Беларусь и Молдовы содержит в себе предпосылки для реализации вероучительных дисциплин в общеобразовательных организациях, в том числе, включая государственные. Требования Стандарта обязательны для образовательных организаций, расположенных на территории данных государств, в части, не противоречащей национальному законодательству.

Адаптация стандарта к местным формам и особенностям его реализации осуществляется соответствующими централизованными религиозными организациями на местах.


^ III. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования.


11. Стандарт православного компонента общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших православный компонент основных образовательных программ общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

12. ^ Личностные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:

1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;

2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);

3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

5) наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;

7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;

8) ответственность и прилежание в учебе;

9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;

10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;

11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;

12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;

13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;

14) наличие бережного отношения к природе и всему живому.


^ 13. Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:

1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;

2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;

3) совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.;

4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;

5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они - узда воздержания».


^ 14. Предметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования с учетом содержания предметов должны отражать:

14.1. В ходе изучения курса «Основы Православной веры» (Закон Божий):

1) понимание, систематизацию православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию;

2) усвоение основ вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия);

3) знание (умение объяснять, определять, пересказывать) Священного Предания и основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительства спасения человеческого рода; понимание Боговоплощения, Крестной Жертвы и Воскресения Христова;

4) знание основных вех Общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте Отечественной истории;

5) знание основ литургической жизни Русской Православной Церкви, основных православных праздников и особенностей их празднования, Таинств Церкви;

6) овладение основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);

7) знание основ духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений).

^ В настоящее время данный предмет рекомендуется преподавать в широком историко-культурном контексте, поэтому необходимо учитывать следующие результаты освоения:

8) осознание исторической роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственного облика окормляемых ею народов, быта, традиций (образа жизни), культуры, социальных и политических институтов, особенностей государственного устройства, всех особенностей православной цивилизации;

9) понимание религиозно-философских оснований православной культуры;

10) знание особенностей православной культуры, ее видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.).

14.2. В ходе изучения курса «Церковнославянский язык»:

1) формирование представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского Православия;

2) овладение традициями церковнославянского языка: графическими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия;

    1. наличие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов.

14.3. В ходе изучения курса «Церковное пение»:

1) наличие представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;

2) овладение основами культуры церковного пения: осьмогласием, видами распевов, жанрами церковного пения (тропарь, кондак, стихиры, ирмосы, акафисты, основные песнопения Божественной Литургии);

3) осознанное участие в церковном Богослужении;

4) наличие навыков клиросного пения.

15. ^ Предметом итоговой оценки освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.

Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви организует общую проверку уровня и качества подготовки обучающихся, итоговую успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам православного компонента общего образования, используя разные формы внешнего контроля: мониторинги образовательных достижений обучающихся (общешкольные контрольные работы), интеллектуальные олимпиады, результаты Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», конкурсы научных и исследовательских работ, в том числе по православному краеведению, и другие.

Промежуточный (текущий) контроль знаний обучающихся по всем учебным предметам православного компонента общего образования и их аттестация по итогам учебного периода (четверти, триместра, полугодия), учебного года самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в соответствии с требованиями его устава и соответствующих локальных нормативных актов.

Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам православного компонента общего образования должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие обучающихся в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, научно-практические конференции, различные выступления, участие в общешкольных, городских и районных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

Итоговая оценка освоения православного компонента общего образования проводится образовательным учреждением при участии Епархиального отдела религиозного образования и катехизации и направлена на выявление достижений в освоении обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся при освоении программ православного компонента общего образования, подлежащим анализу и качественной оценке (не выражающейся в отметке или письменной характеристике) относятся ценностные ориентации обучающихся.

^ IV. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования.


16. Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени образования (начальной, основной, средней (полной)) и направлен на православное духовно-нравственное, социальное и личностное развитие обучающихся, что в рамках учебного заведения призвано содействовать формированию соответствующей воспитательно-образовательной среды, православного уклада образовательного учреждения, способствующего решению задач православного образования и воспитания.

17. ^ Православный компонент основных образовательных программ общего образования содержит обязательную (инвариативную) часть и рекомендуемую (вариативную) часть. Православный компонент основных образовательных программ общего образования, как правило, должен быть включен в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, и при необходимости также в систему дополнительного образования детей.

  1. Православный компонент предусматривает интеграцию в следующие разделы основной образовательной программы:

  1. пояснительную записку;

  2. программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  3. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

  4. учебный план общеобразовательного учреждения;

  5. содержание учебных предметов, курсов;

  6. систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.




    1. В разделе «Пояснительная записка» раскрываются:

  1. цели реализации православного компонента общего образования в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования;

  2. принципы и подходы к формированию православного компонента основных образовательных программ общего образования и состава участников образовательного процесса;

  3. общая характеристика православного компонента основных образовательных программ.

18.2. В разделе «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» должно быть отражено единство деятельности Церкви, семьи и школы в совместной педагогической работе по воспитанию обучающихся.

В основу программы должны быть положены основные принципы (Христоцентричность, верность православной традиции, преемственность, непрерывность, целостность) и задачи православной педагогики, понимание процесса воспитания в свете христианской антропологии, базовые национальные (этнокультурные) ценности обществ, большинство членов которых принадлежат к традиции русского Православия, национальный идеал православной традиции (по отношению к Российской Федерации - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Программа должна обеспечивать:

Программа должна учитывать три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:

Программа должна быть ориентирована на становление личности обучающегося в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа, руководствующийся в своей жизни христианскими ценностями.

Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания.


18.3. В разделе «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен:

  1. обеспечивать связь между требованиями к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ, образовательным процессом и системой оценки достижений планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ;

  2. являться основой для разработки православного компонента основной образовательной программы православного образовательного учреждения;

  3. являться содержательной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативов и учебно-методической литературы православного компонента общего образования.

Содержание планируемых результатов освоения православного компонента общего образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

При оценке деятельности православных образовательных учреждений должны учитываться планируемые результаты освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ.


18.4. В разделе « Учебный план общеобразовательного учреждения»:

Обязательная (инвариативная) часть православного компонента общего образования, как правило, должна быть включена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения), в качестве учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, или учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

^ Обязательные учебные предметы православного компонента общего образования и основные цели их реализации, а также дополнительные обязательные учебные предметы для православных гимназий приведены в таблице:

Учебный предмет

Основные цели реализации содержания

^ Основы православной веры

Сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия через представления о Боге и сотворенном Им мире, вере и человеке, созданном по образу и подобию Божию. Раскрыть значение Евангелия как основы жизни человека, Христоцентричность человеческой истории. Помочь учащимся осознать себя чадами Церкви Христовой и утвердить в основах духовной жизни. Осознать смысл жизни как путь ко спасению, к Богу. Сформировать представление о Церкви как соборном единстве, в котором раскрывается соборная природа восстановленного человеческого естества.

Раскрыть значение Православия в становлении и развитии духовно-нравственного облика народов, духовно окормляемых Русской Православной Церковью, их культуры, быта, традиций, образа жизни; православной цивилизации как исторического феномена. Научить воспринимать и понимать красоту и величие духовных и нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в христианском наследии отечественной и мировой культуры. Освоить знания об истоках, видах и школах православной культуры (церковного искусства). Развить художественный вкус, приобщить к шедеврам христианского мира.

^ Церковносла-вянский язык

Сформировать представление о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов. Раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. Овладеть традициями церковнославянского языка для развития навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

^ Церковное пение

Раскрыть значение церковного пения в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Овладеть традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с практикой клиросного пения в православном храме. Развить вокально-хоровые навыки, музыкальный слух и певческий голос. Знать основные песнопения церковного богослужения (Божественной Литургии).

^ Греческий язык*

Дать представление о языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приуготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века. Раскрыть связь церковнославянского языка с языком греческого богослужения и богословия. Приобщить к истокам христианской письменности, к основам европейской науки, литературы и культуры.

^ Латинский язык*

Дать представление о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков.

Логика*

Сформировать представление о логике как науке, инструментарии для освоения других областей знаний, раскрыть ее уникальное значение для формирования духовно-нравственной культуры человека.

Дать знания о формах мышления (понятии, суждении, умозаключении); законах (принципах) мышления. Сформировать практические навыки аргументации, доказательства и опровержения. Раскрыть связь логики с эристикой (искусством спора) и риторикой.

7247725694801482.html
7247931776300063.html
7248030552346603.html
7248135972091646.html
7248249637991126.html