Законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 году Саратов 2008 - страница 7

^ ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Анализ реализации права законодательной

инициативы и организации контроля за исполнением

законов Саратовской области и постановлений

Саратовской областной Думы


Глава 1. Реализация права законодательной инициативы


§ 1. Реализация права законодательной инициативы Саратовской

областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 году было направлено в установленном порядке 11 проектов федеральных законов.

Ниже приведена краткая характеристика внесенных законопроектов и стадия их прохождения в Государственной Думе.

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Данный законопроект направлен на устранение противоречия между статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 18 вышеупомянутого Федерального закона установлено, что орган местного самоуправления проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Данная норма противоречит требованиям части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Проектом федерального закона предлагается в части 1 статьи 18 вышеупомянутого Федерального закона слова «до 1 января 2007 года» заменить словами «в течение года до дня проведения указанного конкурса».

Совет Государственной Думы 6 марта 2007 года принял решение ответственным за прохождение законопроекта (регистрационный № 390137-4) назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, включить законопроект в примерную программу для рассмотрения в первом чтении (весенняя сессия 2007 года). На рассмотрение Государственной Думой в весеннюю сессию законопроект не вносился, в примерную программу законопроектной работы на осеннюю сессию 2007 года он также не вносился. Планируемый срок рассмотрения данного законопроекта не определен.

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 28 и 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статью 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), устанавливающее, что в случае внесения изменений в устав муниципального образования в связи с изменением федерального законодательства или во исполнение решения суда, публичные слушания не проводятся, так как приведение устава муниципального образования в соответствие с изменениями федерального законодательства или во исполнение решения суда, вступившего в законную силу, производится на основании норм Федерального закона и не зависит от мнения населения, выраженного им на публичных слушаниях.

Кроме того, предлагается внести изменение в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», дополнив нормой, в соответствии с которой для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования сведения о результатах его публичных слушаний в регистрирующий орган не направляются.

Законопроект (регистрационный № 400629-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 10 апреля 2007 года и направлен в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления для подготовки к рассмотрению Государственной Думой. Включался в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на июнь и ноябрь 2007 года. 23 апреля 2008 года указанный проект федерального закона был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении и отклонен.

3. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 252-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) введена норма о прекращении с 1 июля 2007 года лицензирования следующих видов деятельности в строительной отрасли:

проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

В настоящий момент в Российской Федерации нет четких и ясных процедур регулирования в сфере безопасности и качества строительства и действенных механизмов контроля в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О техническом регулировании». Возникают проблемы, связанные с правоприменительной практикой Градостроительного кодекса, многие положения которого не могут действовать в силу неподготовленности законодательства в смежных отраслях. В условиях демонтажа государственных функций в сфере строительства, несформированности государственного строительного надзора и государственной экспертизы, отсутствия современной нормативной базы в строительстве только лицензирование обладает эффективным механизмом принятия своевременных мер к строительным и проектно-изыскательским организациям, допустившим нарушения, путем приостановления действия лицензий или их аннулирования.

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 1 вышеупомянутого Федерального закона в части исключения нормы о сроках прекращения лицензирования в строительной отрасли с 1 июля 2007 года.

Решением Совета Государственной Думы от 19 апреля 2007 года законопроект (регистрационный № 413458-4) возвращен в областную Думу для доработки.

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Данный законопроект внесен в областную Думу прокурором Саратовской области и разработан в целях устранения имеющихся, по мнению автора проекта, пробелов законодательного регулирования. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) не устанавливает срок выдачи исполнительного листа, что затрудняет исполнение решения суда. Проектом федерального закона предлагается установить срок выдачи исполнительного листа. Кроме того, проект федерального закона предусматривает внесение изменений в статьи АПК РФ, регулирующие случаи и порядок немедленного исполнения решения суда и порядок поворота исполнения судебного акта. Проектом также предлагается уточнить терминологию, срок и порядок рассмотрения вопроса о повороте исполнения.

11 января 2008 года указанный проект федерального закона (регистрационный номер 413444-4) был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении и отклонен.

5. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный проект федерального закона направлен на создание условий для профессиональной и эффективной работы представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. При этом на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – один депутат.

Как показала практика, указанное ограничение по количеству депутатов, которые могут работать на постоянной основе, нецелесообразно. В случае, если представительный орган состоит из 15 депутатов, то исходя из требований вышеназванной статьи, на постоянной основе могут работать 1,5 депутата (т.е. 10 процентов). Учитывая, что должности депутатов являются выборными муниципальными должностями, работа на 0,5 ставки не предусмотрена. В результате на постоянной основе может работать только один депутат, в соответствии с уставами муниципальных образований – это глава муниципального образования, он же и председатель представительного органа муниципального образования. В случае отсутствия главы муниципального образования (командировка, болезнь и т.п.) его полномочия в полном объеме должен исполнять другой депутат, но депутат, работающий на непостоянной основе, не сможет в полной мере выполнять необходимую работу. Невозможно работать профессионально, совмещая основную работу с работой главы муниципального образования и председателя представительного органа. Внесенный в Государственную Думу проект устанавливает предельное число депутатов представительного органа муниципального образования, работающих на постоянной основе, в зависимости от численности депутатов представительного органа в каждом конкретном случае.

Законопроект (регистрационный № 413435-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 27 апреля 2007 года и направлен в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления для подготовки к рассмотрению Государственной Думой. Включался в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на июнь и ноябрь 2007 года. 16 апреля 2008 года указанный проект федерального закона был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении и отклонен.

6. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Данный проект федерального закона направлен на понижение размера государственной пошлины, взимаемой с физических лиц за государственную регистрацию права собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с 500 до 100 рублей. Понижение размера государственной пошлины уменьшает стоимость регистрации земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, что ведет к увеличению количества физических лиц, оформляющих документы на земельные доли в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к росту оборота земельных участков и соответственно к повышению налоговых поступлений в местные бюджеты по земельному налогу.

Законопроект (регистрационный № 457761-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 10 сентября 2007 года и направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для подготовки к рассмотрению Государственной Думой. Включался в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на ноябрь 2007 года, апрель 2008 года. В настоящее время срок рассмотрения данного законопроекта не определен.

7. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О персональных данных».

Данный проект федерального закона дополняет перечень случаев, при которых не требуется согласия субъекта персональных данных на ведение и обработку его базы данных, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», случаем обработки персональных данных для принятия решения об установлении пенсий, пособий и других мер социальной поддержки.

Законопроект (регистрационный № 439828-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 5 июля 2007 года и направлен в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки к рассмотрению Государственной Думой.

14 марта 2008 года указанный проект федерального закона был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении и отклонен.

8. Проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, но не устанавливает ответственности за их хищение.

Внесенным законопроектом закрепляется уголовная ответственность за хищение государственных наград, равная той, которая предусмотрена за преступления против собственности, то есть похищение наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Законопроект (регистрационный № 8557-5) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 4 марта 2008 года и направлен в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству для подготовки к рассмотрению Государственной Думой. Планируемый срок рассмотрения в первом чтении - май 2008 года.

9. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 20 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 7500 рублей. При этом действующая редакция указанной статьи не предусматривает дифференциации размера государственной пошлины в зависимости от численности членов садоводческих некоммерческих товариществ. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое товарищество может состоять из трех человек, для которых уплата государственной пошлины в указанном размере является практически невозможной.

Предлагаемым законопроектом дифференциация размера государственной пошлины устанавливается в следующем виде: до 10 человек – 200 рублей, до 50 человек – 1000 рублей, до 100 человек – 2000 рублей, свыше 100 человек – 7500 рублей.

Законопроект (регистрационный № 494071-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 5 февраля 2008 года и направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Планируемый срок рассмотрения в первом чтении - май 2008 года.

10. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Проектом данного федерального закона предлагается дополнить перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, установленный частью третьей статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ремонтом объектов, предназначенных для обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, а также его озеленение и благоустройство.

Законопроект (регистрационный № 467889-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 8 октября 2007 года и направлен в Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям для подготовки к рассмотрению Государственной Думой в январе 2008 года. Советом Государственной Думы от 15 января 2008 года принято решение о переносе рассмотрения на более поздний срок. 19 марта 2008 года указанный проект федерального закона был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении и отклонен.

11. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождению от налогообложения), расширен следующим видом доходов: «36) суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Данный вид доходов в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом не подлежит налогообложению с 1 января 2008 года.

Поскольку федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, региональные целевые программы, муниципальные целевые программы, переориентированные с 2005 года на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», реализуются с 2003 года в основном через предоставление гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений, взыскание подоходного налога на вышеуказанный вид доходов за 2003-2007 годы повлечет серьезные социальные последствия. Законопроектом предлагается освободить от уплаты налога на доходы физических лиц суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, полученные гражданами до 1 января 2008 года.

Законопроект (регистрационный № 497425-4) рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 5 февраля 2008 года и направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Планируемый срок рассмотрения в первом чтении - июнь 2008 года.

Таким образом, из 11 проектов федеральных законов, внесенных Саратовской областной Думой в порядке законодательной инициативы, рассмотрены в первом чтении и отклонены пять, один возвращен на доработку, три включены в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2008 года, срок рассмотрения двух законопроектов Советом Государственной Думы не определен.

Из 14 законопроектов, направленных Саратовской областной Думой в Государственную Думу в 2006 году, возвращены по различным причинам в областную Думу шесть, рассмотрены на заседаниях Государственной Думы три (один отклонен в первом чтении, два приняты в третьем чтении), пять законопроектов, которые Совет Государственной Думы рассматривал на своих заседаниях в 2006 году, на заседания Государственной Думы не вносились, срок их рассмотрения не определен.


§ 2. Реализация права законодательной инициативы

в Саратовской областной Думе


В соответствии со статьей 68 Устава (Основного Закона) Саратовской области право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору области, Правительству области, представительным органам местного самоуправления, а также Саратовскому областному суду и Арбитражному суду Саратовской области, прокурору Саратовской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, избирательной комиссии Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области по вопросам их ведения.

В 2007 году в Саратовскую областную Думу было внесено 346 законопроектов области (отклонено 25) и 13 проектов федеральных законов (отклонено 2).

Информация о внесении законопроектов в Саратовскую областную Думу в 2007 году субъектами права законодательной инициативы представлена в нижеприведенной таблице.


Таблица 1


Субъект права

законодательной инициативы

Количество проектов, внесенных

на заседания Думы




федеральных законов

законов области




всего внесено

из них

отклонено

всего внесено

из них

отклонено

1. Губернатор и Правительство Саратовской области








244


2

2. Депутаты Саратовской областной Думы


10


2


92


21

3. Представительные органы местного самоуправления области


2









^ 4. Саратовский областной суд




1


5. Арбитражный суд Саратовской области












6. Прокурор Саратовской области

1



5

1

7. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области








1




8. Избирательная комиссия Саратовской области








2




9. Федерация профсоюзных организаций Саратовской области








1


1

Итого:

13

2

346

25


Ни разу не воспользовались в 2007 году своим правом законодательной инициативы в Саратовской областной Думе Арбитражный суд Саратовской области и большинство представительных органов местного самоуправления региона (кроме Ртищевского и Энгельсского муниципальных районов).

Учитывая, что анализ ряда законопроектов, инициированных в Саратовскую областную Думу, содержится в других разделах настоящего доклада, остановимся лишь на некоторых из них.

Так, Совет муниципального образования г. Ртищево Ртищевского муниципального района и Собрание депутатов Энгельсского муниципального района внесли в Саратовскую областную Думу по одному проекту федеральных законов: «О внесении изменений в статьи 28 и 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статью 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (в части регулирования порядка проведения публичных слушаний) и «О внесении изменений в статью 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения).

Проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования процедур исполнения судебных актов арбитражных судов) внес в областную Думу прокурор Саратовской области.

По инициативе прокурора Саратовской области были приняты Законы Саратовской области «О государственных должностях Саратовской области», «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области». В Законе о государственных должностях, например, дано понятие государственной должности Саратовской области, установлены основания для прекращения полномочий лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, перечислены их основные права и обязанности, запреты и ограничения, связанные с замещением данных должностей. Действие Закона распространяется на всех лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, за исключением Губернатора Саратовской области, депутатов Саратовской областной Думы, работающих на постоянной основе, а также членов избирательной комиссии Саратовской области, работающих на постоянной основе.

Ряд законопроектов по вопросам совершенствования жилищного, градостроительного законодательства, социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений в Саратовской области внесли депутаты комитета областной Думы по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики. В частности, принят Закон Саратовской области от 30 марта 2007 года № 37-ЗСО «Об установлении методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории». Закон направлен на урегулирование на территории области вопросов, связанных с определением начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории и ее дальнейшим единообразным применением во всех муниципальных образованиях области. Установленная Законом методика основана на применении по решению органов местного самоуправления одного из двух методов определения начальной цены предмета аукциона – экспертного или расчетного. При использовании экспертного метода применяются положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а объектом оценки являются земельные участки, расположенные в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории. При расчетном методе начальная цена предмета аукциона определяется по формуле, установленной статьей 3 данного Закона.

В целях обеспечения организованного завершения выбора управляющих организаций для управления многоквартирными домами был принят Закон Саратовской области «Об установлении сроков начала и окончания проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Саратовской области». Данный Закон в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 198-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает сроки начала и окончания проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами дифференцированно по муниципальным образованиям с учетом начала и окончания отопительного периода в Саратовской области.

В июле 2007 года в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» в части предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда были разработаны и приняты Законы Саратовской области «О порядке определения и распределения в 2007 году объемов субсидий муниципальным образованиям области на переселение граждан из аварийного жилого фонда» и «О порядке определения и распределения в 2007 году объемов субсидий муниципальным образованиям области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов». Этими Законами были установлены условия софинансирования расходов на 2007 год: одним - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, дру- гим - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также установлены методики распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов области на софинансирование данных расходов.

Закон Саратовской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, по оплате жилого помещения в Саратовской области», также разработанный депутатами, устанавливает меру социальной поддержки в форме снижения на 50 процентов оплаты жилого помещения за счет средств областного бюджета семьям, имеющим детей-инвалидов и проживающим в жилых помещениях в частном жилищном фонде. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает семьям, имеющим детей-инвалидов, скидку на оплату жилого помещения не ниже 50 процентов только в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

В октябре 2007 года депутаты приняли Закон Саратовской области «Об Общественной палате Саратовской области», внесенный комитетом областной Думы по общественным отношениям и информационной политике. Альтернативные проекты названного Закона, представленные на рассмотрение Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и депутатом областной Думы В.В.Мальцевым, были отклонены. Закон Саратовской области «Об Общественной палате Саратовской области» разработан в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» с целью вовлечения общественности области в процесс реализации государственной политики на территории Саратовской области, учета органами государственной власти области и органами местного самоуправления общественных инициатив и интересов населения области, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области. По состоянию на 1 марта 2008 года формирование Общественной палаты Саратовской области завершено. В соответствии с настоящим Законом в нее вошли граждане, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, 16 из которых были утверждены Губернатором области, 16 – областной Думой, и 32 представителя общественных объединений и иных некоммерческих организаций, выдвинутых различными общественными организациями области.

Депутаты поддержали инициативу Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, приняв Закон «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области». За годы деятельности Уполномоченного по правам человека в области создан и действует институт общественных помощников Уполномоченного в образовательных учреждениях, уголовно-исполнительной системе и в муниципальных районах области. Однако статус общественных помощников законодательно не был закреплен. Внесенные данным Законом изменения определяют статус общественных помощников, их права и обязанности.

Правом законодательной инициативы в Саратовской областной Думе воспользовался в 2007 году Саратовский областной суд, внесший в областную Думу проект закона «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Саратовской области», с принятием которого удалось урегулировать нагрузку по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел. Избирательная комиссия Саратовской области представила в областную Думу законопроекты «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» и «О внесении изменений в статьи 2 и 10 Закона Саратовской области «О территориальных избирательных комиссиях в Саратовской области», которые депутаты приняли в двух чтениях.

В целом из 321 закона Саратовской области, принятого областной Думой в 2007 году, проекты 242 законов были внесены Губернатором и Правительством области, 71 законопроект внесен депутатами областной Думы, четыре – прокурором области, два - избирательной комиссией области, по одному законопроекту внесли Уполномоченный по правам человека в Саратовской области и Саратовский областной суд.


^ Глава 2. Организация контроля за исполнением законов

Саратовской области и постановлений Саратовской

областной Думы, приведение регионального

законодательства в соответствие с федеральным


§ 1. Контроль за исполнением законов Саратовской области

и постановлений Саратовской областной Думы


Как и прежде, в 2007 году основной контроль за исполнением законов Саратовской области и постановлений Саратовской областной Думы осуществляла контрольная комиссия, которая была образована в соответствии со статьей 43 Устава (Основного Закона) Саратовской области и действовала на основе Положения о контрольной комиссии Саратовской областной Думы, утвержденного постановлением Саратовской областной Думы от 22 марта 2003 года № 39-1598.

Всего в прошлом году было проведено 9 заседаний контрольной комиссии, на которых рассмотрен 31 вопрос об исполнении законов Саратовской области и постановлений Саратовской областной Думы.

Среди наиболее значимых вопросов, рассмотренных контрольной комиссией, исполнение:

постановления Саратовской областной Думы «Об утверждении перечня объектов, предполагаемых к передаче в государственную собственность Саратовской области» в части проблем эксплуатации автомобильного моста «Саратов-Энгельс»;

7251222792646938.html
7251302010376086.html
7251337658923321.html
7251394589150872.html
7251502510481335.html