В. В. Управление персоналом. М.: Академия, 2003. 528 с. Лекция - страница 9

^ 8.6. Методы обучения вне рабочего места
Лекционный метод {Lectures). Лекция - это изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы слушателей (брифинг), один из наиболее важных словесных методов обучения, наряду с рассказом, беседой и др. Лекция - один из самых древних и популярных методов обучения. В данную минуту мы с вами пользуемся именно этим методом. Главный смысл лекции состоит в том, что слушатели получают большой объем неизвестного им материала, причем структурированный, поданный ясным и четким образом. Таким образом, главный плюс этого метода - систематическая передача знаний практически неограниченному числу слушателей.

Лекционный метод достаточно эффективен при условиях:

лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

лектор пользуется доверием как источник информации;

лектор умеет выступать артистично, доходчиво излагать материал, а не заниматься громким чтением известных слушателям книг;

наконец, лекция экономит время, которое слушатели могут потратить с большей пользой на другие свои нужды [9].

Однажды, возглавляя отдел по подготовке кадров крупнейшего в свое время КБ «Российский кредит», мне удалось ввести в практику форму обучения, которую можно условно именовать «лекция-презентация». Суть ее заключалась именно в регулярных, обычно ежемесячных, встречах сотрудников банка с видными представителями отечественного и зарубежного финансово-банковского мира. Этому даже была посвящена специально разработанная программа. Ну, например, в таких встречах принимали участие представители широко известной финансовой группы AIB (Дублин, Ирландия). Кстати, AIB - это мощнейшая финансовая группа, организованная в 1966 г. путем слияния нескольких банков и в настоящее время обеспечивающая широкий спектр банковских услуг для своих клиентов в Ирландии, США и Великобритании. Сейчас AIB является универсальным банком и входит в число 150 крупнейших мировых банковских структур. Или, например, можно упомянуть встречу-лекцию на злободневную тему: «Как делать деньги? (Инновации фондового рынка США)», про-

веденную представителем Института международного маркетинга (Бостон, США) госпожой Еленой Дербэ. Для справки: Институт международного маркетинга (ИММ) основан в 1960 г. и является центром подготовки управленческого звена бизнеса, созданным при Бостонском колледже. За годы своего существования ИММ подготовил работников управленческого звена более чем из 100 стран мира. Или встреча сотрудников банка с доктором экономики и менеджмента господином Хансом Винтелером на лекции-презентации на тему: «Уроки российского финансового кризиса 1998 г. (Взгляд из офиса швейцарского банка)». Ханс Винте -лер прошел путь от референта до одного из высших руководителей Union Bank of Swizerland, занимающего 27-е место среди 500 крупнейших банков мира, являлся руководителем проекта по созданию, а впоследствии и первым Председателем правления крупного арабского банка - Burgan Bank, руководил дочерним банком ABNAMRO Bank. Или следует упомянуть встречу-лекцию, на которой выступал директор Британской финансово-экономической академии доктор Махеш Кумар на тему: «Банкротство Америки? (Миф или реальность?)» И много других весьма актуальных и полезных сотрудникам в общеобразовательном, общекультурном смысле разнообразных лекций-презентаций.

Должен заметить, что лекционный метод обучения не лишен недостатков. Вот они [9]:

лекция может быть скучной;

слабая обратная связь, практически отсутствует контроль за усвояемостью материала слушателями, что ведет к невозможности введения эффективных коррекционных мер;

пассивность слушателей, их роль заключается в восприятии материала и его самостоятельном осмыслении;

лекция быстро забывается.

Методы конференции, дискуссии, семинары (Group-work and Discussion). Методы, которые мы только что перечислили, относятся к активным методам, так как участие слушателей или обучающихся построено при этом на включенности в общий разговор.

Дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Дискуссия называется аподиктической, т. е. основанной на законах мышления и правилах вывода, если ее цель - достижение истины. При этом высказываются закономерности, исключающие априори всякие другие возможности. С другой стороны, дискуссия является эристической, если ее цель - склонить собеседника к мнению другой стороны, опровергая аргументы противника, умело используя его промахи. Дискуссия называется софистической, если ее цель - победить любым путем, в

295

том числе и манипулированием словами и понятиями, словесными ухищрениями, введением собеседника в заблуждение. В принципе задача участников дискуссии заключается в том, чтобы не допустить ее перехода в фазу спора, который характеризуется непримиримостью позиций сторон, главенством софистической направленности и переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому, подчас с «отягчающими последствиями».

Деловому характеру дискуссии способствует использование принципов ее организации, а именно: содействие возникновению альтернативы, множественности мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение социальной и психологической защищенности личности, адекватность восприятия и высказываний [2].

Вообще говоря, существует несколько вариантов дискуссий:

1. Собрание - группа сообщает о проделанной работе или предлагает идеи.

2. Регламентированное обсуждение - все выступления проходят через ведущего.

3. Свободный обмен мнениями - участники поочередно общаются друг с другом, причем выступления не обязаны проходить через ведущего.

4. Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

Чтобы дискуссия прошла продуктивно, ее следует заранее тщательно планировать и готовить.

Давайте перечислим, на что же следует особо обращать внимание при проведении обсуждения в рамках учебного семинара, а именно: основные приемы обучающего педагога [9]:

1. План. Обсуждение редко бывает успешным без хорошо разработанного плана, в котором тщательно, шаг за шагом отражены все этапы дискуссии. Заранее планируйте вопросы, а не ответы.

2. Цель. Главное то, что вы хотите получить в результате дискуссии. Главное - итоговые, а не исходные данные.

3. Поддерживайте активность слушателей. Внимательно слушайте, не предвосхищайте идеи.

4. Логическая система рассуждений. К запланированным результатам надо идти шаг за шагом, соблюдая причинно-следственные связи. Можно подсказать обучающимся схему решения, но не само решение.

5. Подведение промежуточных итогов. Это исключает движение дискуссии по кругу, подталкивает обсуждение в нужном направлении.

6. Фиксируйте предложенные идеи. Желательно на плакате, доске. Это исключает повторение, стимулирует дополнительные вопросы.

7. Просите слушателей делать выводы из дискуссии.

8. Спрашивайте, что нового извлекли для себя слушатели из обсуждения.

Метод конкретных практических ситуаций (Case Studies). Метод практических ситуаций достаточно распространен в современном учебном процессе. Смысл его заключается в приближении обучающихся к реальному миру, к научению оценивать и принимать в нем верные решения. Этот метод подразделяется:

на традиционный метод, когда участники, рассматривая какую-либо проблему, ситуацию, ищут разнообразные альтернативные варианты ее решения;

метод инцидента, когда исследуемый случай описывается достаточно кратко и главной задачей метода является получение информации;

проектный метод, связанный с решением именно деловых проблем, важных для бизнеса;

метод актуального случая, связанный с анализом собственной Компании, привлечением руководителей Компании в целях выяснения настоящих и будущих стратегических целей [3].

Тем не менее возникают вопросы: «Насколько обосновано использование метода конкретных практических ситуаций? Какие задачи он позволяет решить?» В самом простейшем случае анализ ситуаций выполняет иллюстративную функцию, сопровождая изложение отдельных тем. Однако в более общем случае метод ориентирован на изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Предполагается, что исследователь одновременно применяет разноплановые источники информации: материалы наблюдений и интервью, изучение официальных и неофициальных документов. Специалисты отмечают, что общая схема исследования состоит в определении проблемы, контекста ситуации и вопросов, подлежащих изучению. Выводы формулируются по схеме: «Какие уроки можно извлечь из данного случая?». Эти выводы носят практический характер и значимы для всех, находящихся в сходной ситуации [15].

Деловые игры (Simulation). Деловые игры [15- 19] являются имитационными методами ролевого обучения. Они максимально приближенны к реальной деятельности руководителей и специалистов. В деловых играх, а это обязательно коллективные игры, обучающиеся получают различные роли и общаются друг с другом, выступая от имени действующего лица, которое они изображают. Следует отметить, что деловые игры подчас непредсказуемы и поэтому они активизируют процессы усвоения знаний, навыков и умений, позволяя научиться эффективным навыкам принятия решений. В деловой игре огромную роль играет умение ориентации в конфликтных ситуациях, например при ведении переговоров. При этом полученные во время игры навыки зачастую переносятся в реальную жизнь.


296



Деловая игра выполняет следующие цели:

обучение решению конкретной управленческой задачи;

обучение анализу исходной ситуации, возможных альтернатив и их последствий для определенного вида деятельности;

проверку уровня подготовки в определенном виде деятельности;

обучение принятию управленческих решений в экстремальных ситуациях [16].

В деловой игре можно выделить следующие этапы [15]:

1) введение в игру;

2) разделение обучающихся на группы;

3) изучение ситуации (сценария);

4) обсуждение ситуации в группах. Распределение ролей внутри группы;

5) игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие и оформление решения);

6) подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей обучающимися;

7) разбор оптимального варианта;

8) общая дискуссия.

Давайте сравним теперь, следуя классификации Артура Ширса [9], два только что рассмотренных нами метода: метод конкретных ситуаций и деловые игры. Такое сравнение поможет явственно прочувствовать разницу этих двух методов обучения (табл. 8.1).

«Эмпирические» учебные методы, упражнения (Exercises). Давайте рассмотрим этот вид учебных методов [20].

Игры (Games). Игра - это упражнение, где участники соревнуются друг с другом или с группой людей по определенным, установленным заранее правилам, причем в играх обычно есть финал. Большинство игр направлены на то, чтобы обучающиеся соревновались сами с собой, нежели с другими участниками. Это помогает избежать ситуации, где есть победившие и проигравшие. Игры могут быть психологическими, интеллектуальными и «на

Таблица 8.1

^ Сравнительная характеристика метода конкретных ситуаций и деловых игр

Метод конкретных ситуаций

Деловые игры

Проблема выносится на обсуждение

Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной

Проблему определяют предшествующие события

Проблема определяет развитие событий

Проблема затрагивает других людей

Проблема затрагивает самих обучающихся

Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматриваются только гипотетически

Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат

Подчеркивается значение фактов

Подчеркивается значение субъективных впечатлений

С точки зрения психологии дискуссия - это взгляд на проблемную ситуацию снаружи

Психологически обучающиеся видят проблемную ситуацию изнутри

Предполагается мысленное участие

Создаются условия для эмоционального участия

Совершенствуется умение анализировать проблемы

Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми

Предназначается для разработки идей и гипотез

Предназначается для проверки идей и гипотез

Тренируется умение правильно разбираться в ситуации

Тренируется эмоциональный контроль

Действия и решения только обсуждаются

Действия и решения приводятся в исполнение

Последствия предложенных действий обычно не определяются

Устанавливается непрерывная обратная связь


удачу». Примерами игр являются: метание стрел, футбол, шарады и большинство карточных игр. Игры для людей, соревнующихся сами с собой, включают пасьянс, кроссворд и даже покер. Теперь получили широкое распространение компьютерные игры, когда люди настолько погружаются в «виртуальную реальность», что даже забывают о реальной жизни.

Имитация, моделирование. Имитация - это модель действительной или воображаемой ситуации. Имитации обычно используются для тренировки навыков и умений в ситуациях, когда непрак-


299

тично или слишком опасно для обучающихся применять настоящее оборудование. Имитации обычно максимально приближены к действительности, чтобы обучающиеся смогли тренироваться, не заботясь о том, что придется ремонтировать или заменять испорченное оборудование. К примерам имитаций относятся имитаторы полета, вождения, так называемые тренажеры, и, например, военные игры - учения.

Головоломки {Puzzles). Головоломки относятся к отдельному классу. Они не являются игрой или имитацией в чистом виде, это задачки, которые напрягают умы участников или выделяют ключевые моменты. Головоломки обычно не имеют правил, но позволяют обучающимся разработать свои собственные правила, соответствующие индивидуальному сеансу тренинга. К типичным головоломкам относятся такие упражнения, как соединение точек и большинство упражнений на восприятие.

Проблемные ситуации (Problem situations). Например, на выживание. Или более спокойные ситуации, связанные с тренингами на открытом воздухе, о которых мы поговорим чуть позже. Хотя и они могут быть весьма экстремальны.

Ролевые игры (Role-plays). Ролевые игры, по сути моделирование индивидуального ролевого поведения, используются, чтобы выяснить, как люди ведут себя в определенных ситуациях. Такие игры очень полезны для практики общения. Даже если участники что-то делают неправильно, не беда - они учатся. Правильность поведения обычно подтверждается посредством видеофильмов. Ролевая игра «есть плод совместного творчества мастера и игрока, в ней человек может реализовать те свои способности, что не затребованы в обычной жизни, и тут же человек может испытать те ощущения и чувства, что, как правило, редко возникают в повседневной окружающей обстановке. Быстрый выход из критических ситуаций, стратегическое планирование, отчаяние, когда погибает твой друг, радость от его спасения - все это хорошая ролевая игра» [21].

Другие упражнения. К практическим методам относятся письменные упражнения (тренировочные, комментированные), лабораторные работы, выполнение заданий в учебных мастерских с применением измерительных и разметочных инструментов. В связи с компьютеризацией обучения повышается роль автоматизированных систем обучения на базе ПК. В режиме автоматизированного обучения реализуются практически все элементы учебного процесса (справочно-информационное обслуживание, повторение пройденного материала, самоконтроль, генерация большого набора учебных задач, синтаксический и семантический анализ сообщений учащихся, демонстрация хода решения задачи, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, статистическая обработка данных диагностики и контроля знаний) [22].

Или вот один из вариантов упражнений. Однажды в одной из крупных московских Компаний мне довелось присутствовать при упражнении, которое условно можно назвать «Запомни и передай другому». В нем участвовали семь человек, причем все они были высшими руководителями этой Компании. Первому участнику было сказано непосредственно генеральным директором Компании: «В силу объективных обстоятельств, связанных с необходимостью моего участия сегодня в 17.00 в заседании совета директоров другой Компании, которая принадлежит моей супруге, заседание правления нашей Компании, назначенное на 16.30, переносится на три часа. Прошу в мое отсутствие размножить повестку дня заседания правления в одиннадцати экземплярах, но предварительно снять восьмой пункт о реорганизации Компании и добавить еще один, связанный с новым кадровым назначением на должность заместителя генерального директора по кадрам господина Еремина вместо Федорова. На этом все». И после этого в кабинет заходит второй участник, а первый пересказывает ему указание генерального директора. Затем - третий, четвертый, пятый, шестой и, наконец, седьмой. В результате именно его попросили пересказать указание генерального директора. Его ответ был ошеломляющ. Он сказал: «Генеральный директор покинул Компанию. Его уволили за махинации. Нам оставаться здесь тоже не резон. Срочно все расходимся по домам, а в Компании остается лишь один, не помню фамилию, - кадровик». Можете себе представить хохот участников, когда им всем зачитали первоначальный вариант указания. Итак, смысл этого упражнения заключался в демонстрации сотрудникам того, как могут искажаться сообщения, устные приказы и распоряжения. Ясно, что многим из этой «руководящей команды» не повредило бы не только улучшение навыков общения, но и умения слушать своих коллег. В итоге такие навыки благотворно повлияли бы на процесс ведения бизнеса в этой Компании.

Хорошо. Давайте, прежде чем двигаться дальше, проведем небольшое сравнение уже обсужденных нами методов обучения [9] (табл. 8.2).

Учеба в вузах, колледжах. Один из самых популярных методов обучения вне рабочего места - это учеба в вузах, колледжах, других учебных заведениях. Формы такого обучения могут быть различны. Это и дневная форма обучения с отрывом от производства, и вечерняя без отрыва от производства, и, наконец, заочная, когда слушатель два-три раза в год прибывает в учебное заведение для участия в установочных лекциях и защиты курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменов. Здесь я хотел бы обратить внимание на разрабатываемые в Компаниях так называемые «Программы профессиональной подготовки сотрудников», в которых обычно отражают такие формы и виды обучения сотрудников,


301

^ Таблица 8.2

Сравнительная характеристика методов обучения

Параметр сравнения

Методы

Лекция

Дискуссия

Case Study

«Эмпирика»,

включая деловые игры

Время

Требуется относительно мало времени

Больше

Требуется много времени

Требуется много времени

Степень участия

Как правило, низкая (за исключением лектора)

Выше

Высокая

Крайне высокая

Энтузиазм

Обычно низкий

Переменный

Переменный

Высокий

Контроль

Контролирует лектор

Распределенный

Распределенный

Распределенный, больше контроля со стороны слушателей

Гибкость

Жесткие рамки

Больше гибкости

По-разному

Высокая гибкость, даются лишь общие указания

Ответственность

Главным образом, на лекторе

Распределенная, в основном на лекторе

Больше ответственности на слушателях

Ответственность в основном на слушателях

Уровень изучения

Удовлетворительный для приобретения информации

Хороший для понимания информации

Сконцентрирован на аналитических навыках

Высокий уровень изучения, но трудно сфокусироваться на предмете. Уровень изучения неоднороден и варьируется от индивидуума к индивидууму


как первичную подготовку при поступлении на работу, повышение квалификации, развитие имеющихся профессиональных навыков, переподготовку сотрудников при планировании новых технологий и услуг, стажировку в отечественных и зарубежных бизнес-структурах для освоения и закрепления инноваций, получение базового высшего, второго высшего и среднего-специального образования и т. п. (см. прил. 8.2).

Дистанционное образование. Метод дистанционного образования (ДО) находит все больше и больше приверженцев в мире. Достаточно сказать, что в США по этой системе обучается около одного миллиона человек. Так, например, по данным Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) [23], Национальный университет дистанционного образования Испании включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 - за рубежом; Национальный центр ДО Франции обучает 35000 человек в 120 странах мира; Хагенский заочный университет действует в ФРГ с 1976 г.; технологии ДО используют Балтийский университет в Швеции, Открытый университет в Турции; подобные университеты существуют в Австралии, Китае, Японии, странах Центральной Америки и др.

В 1995 г. концепция создания и развития единой системы ДО была принята и в России, а в 1997 г. руководством РУДН был учрежден ИДО РУДН.

Каков же смысл дистанционного образования? В чем его суть?

Давайте отметим пять моментов:

1) существование обучаемого и обучающего, а также, как минимум, наличие договоренности между ними;

2) пространственная удаленность обучаемого и обучающего;

3) пространственная удаленность обучаемого и учебного заведения;

4) двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

5) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Это определение охватывает большой ряд форм обучения - от основанных на печатных материалах, когда общение осуществляется по почте, телеграфу и телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучаемый и обучающий «встречаются» на телевизионных экранах, или видеоконференций, когда встреча происходит на компьютерном экране с помощью сети Интернет.

В качестве яркого примера хочу привести ИДО РУДН, который постоянно разрабатывает новые подходы к организации учебного процесса и учитывает все новые и новые возможности, возникающие при использовании информационных технологий.

Концепция дистанционного образования привлекательна с точки зрения:

простоты внедрения на отдаленных территориях;

возможности представления учащемуся необходимого материала учебного и информационно-справочного характера;

возможности преподавателю вести контроль и осуществлять образовательный процесс не в рекомендательном, а в обязательном порядке;

возможности задать вопрос преподавателю и получить ответ или необходимые рекомендации.


^ 302


Дистанционное образование. Метод дистанционного образования (ДО) находит все больше и больше приверженцев в мире. Достаточно сказать, что в США по этой системе обучается около одного миллиона человек. Так, например, по данным Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) [23], Национальный университет дистанционного образования Испании включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 - за рубежом; Национальный центр ДО Франции обучает 35000 человек в 120 странах мира; Хагенский заочный университет действует в ФРГ с 1976 г.; технологии ДО используют Балтийский университет в Швеции, Открытый университет в Турции; подобные университеты существуют в Австралии, Китае, Японии, странах Центральной Америки и др.

В 1995 г. концепция создания и развития единой системы ДО была принята и в России, а в 1997 г. руководством РУДН был учрежден ИДО РУДН.

Каков же смысл дистанционного образования? В чем его суть?

Давайте отметим пять моментов:

1) существование обучаемого и обучающего, а также, как минимум, наличие договоренности между ними;

2) пространственная удаленность обучаемого и обучающего;

3) пространственная удаленность обучаемого и учебного заведения;

4) двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

5) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Это определение охватывает большой ряд форм обучения - от основанных на печатных материалах, когда общение осуществляется по почте, телеграфу и телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучаемый и обучающий «встречаются» на телевизионных экранах, или видеоконференций, когда встреча происходит на компьютерном экране с помощью сети Интернет.

В качестве яркого примера хочу привести ИДО РУДН, который постоянно разрабатывает новые подходы к организации учебного процесса и учитывает все новые и новые возможности, возникающие при использовании информационных технологий.

Концепция дистанционного образования привлекательна с точки зрения:

простоты внедрения на отдаленных территориях;

возможности представления учащемуся необходимого материала учебного и информационно-справочного характера;

возможности преподавателю вести контроль и осуществлять образовательный процесс не в рекомендательном, а в обязательном порядке;

возможности задать вопрос преподавателю и получить ответ или необходимые рекомендации.


303


Таким образом, использование в образовательном процессе новых информационных технологий, в том числе мультимедиа и телекоммуникаций (удаленного доступа), позволяет и в части контроля, и мониторинга образовательного процесса, и в части подачи информации обеспечивать все ныне существующие методы и способы «доставки» знаний.

^ Учебные материалы. Несколько слов о наглядных методах обучения, учебных материалах. Первое - это метод иллюстраций, который предполагает показ слушателям различных иллюстративных пособий: диаграмм, плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на меловой доске или доске со сменными листами, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. п. И второе - это метод демонстраций, который обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, показом кинофильмов, диафильмов, видеофильмов, слайдов, с использованием аудиозаписей, установок Flat-Screens, позволяющих проецировать изображение с компьютера, с использованием кодоскопа (overhead projector) - проекционного аппарата для демонстрации изображений с помощью прозрачной пленки и т. п.

^ Самостоятельное обучение (Creative individual work). Самостоятельное обучение с точки зрения затрат - наиболее дешевое. «Основной чертой такого обучения, - пишет С. Шекшня, - является его индивидуальность» [24]. Обучающийся может определять темп обучения, продолжительность занятий, нагрузку, т.е. изменять и контролировать важные параметры процесса обучения, которые обычно жестко регламентированы при других методах. А недостаток этого метода - отсутствие обратной связи.

^ Программированное инструктирование. Одним из активных методов можно считать также и метод программированного инструктирования. В этом методе не существует учителя, а его роль отводится либо компьютерной программе, либо книжной инструкции. Это разновидность самостоятельного обучения, однако особенность этого метода состоит в наличии обратной связи, в немедленном подтверждении ответа, так называемого feedback [3]. Обучаемый после каждого ответа немедленно узнает, правилен ли его выбор. Кстати, этот метод применяется в работе игровых автоматов или, например, в настольных играх с фишками, когда надо добраться из исходного пункта до финиша, используя для определения числа шагов игральные кости.

^ Метод Outward-Bound. Смысл этого метода заключается в развитии личности сотрудника посредством различных видов деятельности, например: физических тренировок, проектных работ, выполнения задач службы спасения и т.д., т.е. главной задачей этого метода является познание самого себя через познание своих физических и духовных возможностей.

Целью метода является выработка качеств:


304

готовность к принятию ответственности;

развитие собственной инициативы, фантазии и творчества;

способность к сотрудничеству, управлению собой, разрешению конфликтов в группе и т.п. [3].

К этому методу тесно примыкает еще один весьма сходный и современный метод обучения - метод Outdoors, а именно: проведение тренингов (training) на открытом воздухе, которым широко пользуется Pathways - тренинговая и консалтинговая Компания со штаб-квартирой в Лондоне, специализирующаяся в области работы с персоналом коммерческих и некоммерческих предприятий, причем основными направлениями обучения этой Компании являются: лидерство и управление людьми; команда, ее создание, работа в команде; коммуникация. Форма работы на открытом воздухе позволяет сделать тренинг эмоционально насыщенным и стимулировать выработку нестандартного подхода к решению проблем, осмыслению и исследованию всего происходящего, а также к вопросам, относящимся к задачам тренинга. В ходе тренингов на открытом воздухе участникам предлагаются задания, над которыми они работают вне аудитории, на природе. Задания могут включать в себя такие виды активности, как ориентирование на местности, поиск объекта, создание карт/моделей, исследование территории с привнесением некоторых приключенческих элементов. Если в группе возникает конфликт или проявления враждебности, то задача консультанта Компании Pathways состоит не только в том, чтобы предоставить участникам их выразить, но и направить их в конструктивное русло, сохранив при этом контроль над ситуацией6.

Однажды, будучи участником одной из конференций по развитию человеческих ресурсов, которая проводилась в «Новотеле», мне довелось поучаствовать в таком тренинге на открытом воздухе. Суть задания заключалась в создании проекта коммерческого использования аэропорта «Шереметьево» и прилегающих к нему территорий. Участники тренинга самостоятельно разбились на три группы, одна из которых занялась в рабочем помещении предварительным строительством рабочего макета территории аэропорта, используя пластилин, гипс, краски, карандаши, тряпки т.д., а две остальные группы, поделив территорию пополам, разъехались по ней на предоставленных автомашинах. У них были компасы, карты, планшеты, радиосвязь и прочая техника. Их задача состояла в рекогносцировке местности. Через некоторое время все участники собрались в рабочем помещении. И вот тогда начался настоящий «мозговой штурм». Идеи сыпались как из рога изобилия. Однако надо было выбрать лишь одну самую замечательную идею для проекта, да еще и реализовать ее в макете. Что в конечном итоге и было сделано.

А дальше случилось невероятное. Вдруг в помещение зашли несколько человек - «приемная комиссия», руководитель которой оказался заместителем генерального директора аэропорта по маркетингу. Так игра превратилась в реальность. Нам предстояло защищать свой проект. Что и было с блеском сделано. Кстати, многие наши давние идеи находят себя сейчас в реальности. Вы спросите: «А какова же была роль консультантов Компании Pathways?». Они играли несколько ролей: информативную (предоставление информации); конфронтативно-каталитическую (вызов участников на разговор, поднятие «необсуждаемых» тем, привлечение внимания участников к неочевидным элементам процесса);

фасилитативную (управление процессом, увод разговора с неконструктивного направления);

поддерживающую (поддержка как группы, так и отдельных ее членов в моменты растерянности и потери уверенности в себе).

Должен заметить, что Компания иногда проводит такие тренинги в достаточно экстремальных ситуациях.

А в заключение сформулирую, что Компания Pathways, проводя свое мероприятие в «Шереметьево», собственно говоря, хотела добиться следующего:

представить тренинг на открытом воздухе как современное высокоэффективное средство развития и обучения;

дать участникам возможность взглянуть на свое поведение в команде в безопасной и дружелюбной атмосфере, узнав, может быть, что-то новое о существующих подходах к групповой динамике, индивидуальном человеческом поведении и межличностной коммуникации;

предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга, установить неформальные отношения;

показать участникам, как проходят тренинги Компании Pathways; получить удовольствие друг от друга, от прекрасных пейзажей и от пребывания на свежем воздухе.

Поверьте, всех поставленных задач Компания Pathways с честью достигла.

Бизнес-тренинг. Еще один метод обучения вне рабочего места - это тренинг. Термин «тренинг» образован от английского слова train, что означает тренировать, готовить, обучать. Как говорит президент Кадрового клуба Александр Литягин: «Тренинг вообще - это обучение, бизнес-тренинг - это обучение бизнес-навыкам», т.е. умениям, которые необходимы сотрудникам, чтобы Компания достигала своих стратегических целей. Таким образом, тренинг можно понимать как мероприятие, которое позволяет обучать сотрудников именно бизнес-навыкам, а они, в свою очередь, необходимы для того, чтобы эффективно развивался бизнес Компании. Тренинг, как справедливо считает Андрей Родио-


306

нов, директор по обучению Компании Sales Training International [25], предполагает не передачу информации, а обучение ее практическому использованию. Понятие «тренинг» означает тренировку, преемственность. Наконец, тренинг - одна из важных составляющих многогранного процесса развития персонала. «Кругооборот» тренингового процесса можно представить как определение потребности в обучении и развитии - определение задач тренинга - разработка плана действий для достижения поставленных задач - реализация плана действий - оценка соответствия результатов поставленным задачам - определение потребности в обучении и развитии и т.д.

Тренинг состоит из нескольких модулей. Первый модуль - содержательный - какие концепции транслируются или преподаются в обучении. Эти вещи, как правило, связаны с технологией работы Компании, скажем, в области продаж. Перед тем, как что-нибудь преподавать, нужно точно знать, что именно. Поэтому второй важный момент - методический - как построить процесс обучения. Третий аспект проведения тренингов - психологический. Дело в том, что в процессе группового «научения» на обучение накладываются некоторые особенности взаимодействия между тренером и группой.

Тренинги могут применяться, например, для развития коммуникативных навыков у сотрудников, чья деятельность связана с интенсивными контактами с другими людьми (у руководителей, менеджеров, секретарей и т.д.), причем такие тренинги проводятся обычно в поддерживающей обстановке, когда группа помогает облепшть процесс самонаблюдения, самооценки и самораскрытия личности [16].

Еще со времен древних египтян известно, что наилучший способ усваивания материала - это непосредственное, активное участие ученика в процессе обучения, в чем, собственно, и заключается суть тренинга. Современные технологии обучения взрослых посредством таких тренингов отличаются от обычного обучения детей только одним - важностью игрового элемента, степенью вовлеченности обучающегося в данный процесс, и, следовательно, роль организатора здесь неизмеримо выше.

Тренинги, как правило, состоят из ролевых игр, головоломок, ситуаций для анализа, командно-групповой работы, «мозговых штурмов», практических занятий - по сути, из сочетания всех перечисленных выше нами методов обучения. Однако если семинары предполагают приобретение, в первую очередь, знаний, то тренинги обычно актуальны там, где приоритетны навыки [26]. Но помните самое главное: благоприятная атмосфера - жизненная сила для обучения.

Метод «мозговой атаки» (Brainstorming). Цель метода «мозговой атаки», или «мозгового штурма», - выработать оптимальное ре-


307

шение неожиданно возникающей проблемы. Любой. Пусть это проблема кадровая или рекламная, финансовая или производственная, либо это поиск ответа на вопросы в популярных играх «Что, где, когда?» или «Детектив-шоу».

Электронное обучение. Здесь речь должна идти e-Learning, т. е. об «электронном обучении». Я планирую детально обсудить это на следующей лекции.

А сейчас обратим внимание еще на один вопрос. Существует мнение, что для поддержания знаний на уровне требований современности сотрудник и руководитель должны уделять учебе, как вы полагаете, сколько времени? Верно, должны уделять изучению последних достижений в области, которой они занимаются, не менее 4-6 часов в неделю, причем одним из важнейших предметов в обучении сотрудников является изучение методов работы с людьми и, в первую очередь, изучение теории и методов «управления человеческими отношениями». В большинстве высокоразвитых, прогрессивных Компаний стремление сотрудников повысить квалификацию стараются стимулировать. Поэтому работники, прошедшие курс подготовки, имеют преимущество в продвижении по службе, они включаются в резерв на выдвижение, получают повышение и надбавку к заработной плате.

В настоящее время в Компаниях западных стран практикуется, ансамблевая система подготовки, смысл которой заключается в том, что в одной группе занимаются менеджеры разных уровней управления.

Это позволяет руководителям всех уровней лучше понимать идеи друг друга, находить оптимальные совместные решения, находить взаимопонимание. Ансамблевая система подготовки в этом случае приносит определенные результаты [27].



7266377399743410.html
7266452374527863.html
7266591299797641.html
7266772749940514.html
7266913981824282.html