То она дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу - страница 6


незаурядным дарованием исполнителя и с 1702 года выступал в качестве скрипача, а

затем органиста в Авиньоне, Клермон-Фер-ране, наконец, в Париже, где

окончательно обосновался с

50

^ 100 ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ

1723 года. Там этот скромный и упорный труженик музыкального искусства выбился в

придворные музыканты, после того как приобрел широкую известность своими пьесами

для клавесина

(первая книга - 1706 год) и в особенности теоретическим трудом "Трактат о

гармонии", который был издан в Париже в 1722 году.

Смолоду связанный с театром, писавший музыку к ярмарочным спектаклям, Рамо очень

поздно, уже пятидесяти лет от роду, начал выступать с оперными произведениями.

Первый опус "Самсон" на либретто Вольтера не увидал сцены из-за библейского

сюжета.

С 1733 года, начиная с оперы "Ипполит и Арисия", произведения Рамо шли на сцене

Королевской академии музыки, вызывая восхищение и споры. Связанный с придворной

сценой, Рамо

был вынужден обращаться к сюжетам и жанрам, унаследованным от Люлли, но

трактовал их по-новому. Поклонники Люлли критиковали Рамо за смелые

нововведения, а энциклопедисты, выражавшие эстетические запросы демократической

публики, - за верность жанру версальской оперы с ее аллегоризмом, царственными

хероями и сценическими чудесами: все это казалось им живым анахронизмом.

Гениальное дарование Рамо определило высокие художественные достоинства его

лучших произведений. "Галантная Индия" (1735 год) - не столько экзотика с

турками и перуанцами, сколько пусть наивная, но убежденная проповедь гуманизма и

осуждение моральных устоев европейского общества. Подлинный герой этого балета -

"естественный человек" в духе Руссо или Гельвеция. Перуанские инки или

американские индейцы, исполняющие, галантные ригодоны и гавоты под

очаровательно-идиллическую музыку, - это носители более высокой нравственной

добродетели - те самые, о которых говорил Дидро: "Я готов идги на пари, что их

варварство менее порочно, чем наша городская цивилизация".

"Кастор и Поллукс" (1737 год) - лучшая из героических опер Рамо. Эта знаменитая

трагедия написана в пяти актах. После французской увертюры (Рамо был очень

изобретателен в ее построении) и иносказательного пролога, где Изящные Искусства

ук-

рываются под сенью Венеры, покоряющей своей красотой их противника - бога войны

Марса, - первое действие переносит нас в Грецию героической эпохи. Здесь нет

характерного для старой лирической трагедии аллегорического прославления монарха

или любовной драмы в духе прециозной поэзии века Людовика XIV. На сцене

воссозданы образы античной легенды о дружбе и верности братьев-воинов.

В музыкальных трагедиях "Ипполит и Арисия", "Дардан" (1739 год) Рамо, развивая

благородные традиции Люлли, прокладывает путь к будущим открытиям Глюка,

сумевшего возвратить античным сюжетам их первозданную строгость и страстность.

Опера-балет "Платея" (1745 год) сочетает в себе юмор, лирику, гротеск и иронию.

Всего Рамо создал около 40 сценических произведений. Качество либретто в них

нередко было ниже всякой критики, однако композитор в шутку говорил: "Дайте мне

"Голландскую газету", и я положу ее на музыку". Но к себе как к музыканту он

относился очень требовательно, считая, что оперному композитору надо знать и

театр, и человеческую натуру, разбираться и в танце, и в пении, и в костюмах.

Живая красота музыки Рамо обычно одерживает победу над холодными аллегориями или

придворной пышностью традиционных мифологических сюжетов. Мелодика арий

отличается яркой выразительностью, оркестр подчеркивает драматические ситуации и

живописует картины природы и сражений.

Значительная область творчества Рамо - клавесинная музыка. Композитор был

выдающимся исполнителем-импровизатором. В 1706, 1722 и приблизительно в 1728

годы были изданы 5 сюит, в которых танцевальные пьесы (аллеманда, кураята,

менуэт, сарабанда, жига) чередовались с характерными, имевшими выразительные

названия: "Нежные жалобы", "Беседа муз", "Дикари", "Вихри" и др.

Лучшие его пьесы отличаются высокой одухотворенностью - "Перекликание птиц",

"Крестьянка", взволнованной пылкостью - "Цыганка", "Принцесса", тонким

сочетанием юмора и меланхолии - "Курица", "Хромуша". Шедевром Рамо является

"Гавот с вариациями", в котором изысканная танцевальная тема постепенно обретает

суровость. В этой пьесе отразилось духовное движение эпохи: от утонченной поэзии

галантных празднеств на картинах Ватто к революционному классицизму полотен

Давида. Помимо сольных сюит, Рамо написал 11 концертов для клавесина с

сопровождением камерных ансамблей

52

^ 100 ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Современникам Рамо стал известен сначала как музыкальный теоретик, а потом уже

как композитор. Как эстетик, он защищал передовую теорию своего времени - теорию

искусства как подражания природе. Исследуя закономерности гармонии, он исходил,

по существу, из материалистического понимания звука и звуковых ощущений

(натуральный звукоряд как явление физического мира). Он требовал от музыканта

проверки и осмысления практического опыта средствами разума, интеллекта. Рамо

теоретически обобщил и обосновал терцовое строение, обращение аккордов, ввел

понятие "гармонического центра" (тоники), доминантовой и особенно

субдоминантовой функций.

Теоретические взгляды Рамо в некоторых вопросах расходились с воззрениями

энциклопедистов. Так, он ошибочно полагал, будто не мелодия, а гармония

составляет главную основу музыки. Это стало причиной ожесточенной полемики с

Руссо, защищавшим приоритет мелодического начала. Тем не менее энциклопедисты

высоко оценивали Рамо-теоретика; в особенности его работы заслужили горячее

одобрение виднейшего просветителя, знаменитого математика Д'Аламбера. Все это

шло навстречу просветительским веяниям эпохи. Не случайно оперы Рамо "Самсон",

"Прометей", "Принцесса Наваррская" написаны были на либретто Вольтера, а

комический балет "Платея" завоевал восторженное сочувствие Руссо, Дидро и других

деятелей "Энциклопедии", настроенных резко оппозиционно по отношению к

лирической трагедии.

Время показало, что и произведения, созданные мастером в старых театральных

жанрах, зачастую таили в себе новое содержание и плодотворные поиски новых

стилистических решений. Свободолюбивый дух Вольтера парит над героикой "Самсона"

и "Прометея". "Кастор и Поллукс" воплощают высокую трагедию самопожертвования.

Но сила Рамо заключалась не только в подобных сюжетных мотивах, но и в

выразительной красоте и сценических достоинствах его музыки. Рамо, дебютировав с

лирической трагедией, позднее обратился к балету - героическому, пасторальному,

к балету-комедии. В его балетах драматическое действие несколько размыто.

Живописная картинность у Рамо брала верх над герои-ко-драматическим началом. Еще

параллельно лирическим трагедиям возникли первые "героические балеты". В самом

раннем из них - "Галантной Индии" - цельная композиция уже распалась на

отдельные эпизоды, то экзотически-картинные (буря на

53

море, землетрясение, индийский праздник), то эпизоды, еще драматичные, но уже

сюжетно не связанные между собою. Это внедрение в оперный театр сюитно-

дивертисментного начала закономерно привело к тому, что роль драматургически

объединяющего фактора стала переходить из вокальной партии в оркестр.

Сама художественная натура композитора способствовала этому. Его стихией был

танец, куда он, сохраняя черты галантности, внес темперамент, остроту, народно-

жанровые ритмо-интонации, подслушанные еще в молодости на ярмарочных подмостках.

Они сначала терпко, иногда вызывающе прозвучали в его клавесинных пьесах, а

оттуда вошли в оперный театр, явившись перед публикой в новом, оркестровом

наряде.

Именно оркестр Рамо полнее всего выразил богатство и новшества его гармонии,

выразительно-тонкой, разнообразной, полной силы и нарядного изящества. Красивая

плавность голосоведения сочеталась с выразительно оправданным применением

диссонирующих созвучий.

Поразительный талант Рамо-звукописца, соединявшего почти декоративный размах с

камерной изысканностью рококо, оставил глубокий след в истории французской

музыки. "Платея" - дерзко-насмешливая комедия, но в ее "звукописи лягушек" Клод

Дебюсси услышал поэзию французской природы и чарующе красиво воссоздал ее во

"Флейте Пана" из "Песен Би-литис".

В 1745 году Рамо получил звание придворного композитора, а незадолго до смерти -

дворянство. Однако успех не заставил его изменить своей независимой манере

держаться и высказываться, из-за чего Рамо прослыл чудаком и нелюдимым.

Столичная газета, отзываясь на кончину Рамо - одного из знаменитейших музыкантов

Европы, - сообщала: "Он умер со стойкостью. Разные священники не могли ничего от

него добиться; тогда появился священник... долго разглагольствовал так, что

больной... с яростью воскликнул: "Кой черт пришли вы сюда петь мне, господин

священник? У вас фальшивый голос!"

Рамо не ставил перед собой задачу создания целостной и оригинальной оперной

эстетики. Поэтому успех оперной реформы Глюка и спектаклей эпохи французской

революции обрек сочинения Рамо на длительное забвение. Лишь в XIX-XX веках

гениальность музыки Рамо вновь была осознана; ею восхищались К. Сен-Сане, К.

Дебюсси, М Равель, О. Мессиан.

Напутствуя слушателей премьеры оперы Рамо "Ипполит и

54

^ 100 ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Арисия", Клод Дебюсси писал в 1908 году: "Не будем бояться показать себя ни

слишком почтительными, ни слишком растроганными. Прислушаемся к сердцу Рамо.

Никогда не было голоса более французского"

^ ГЕОРГ ГЕНДЕЛЬ (1685-1759)

Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное

образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо

такого основательного образования юный Гендель воспринял некоторые музыкальные

понятия от наставника Иоганна Преториуса, знатока музыки и сочинителя нескольких

школьных опер. Помимо школьных занятий, "иметь толк в музыке" ему также помогли

вхожий в дом придворный капельмейстер Давид Пооле и органист Кристиан Рит-тер,

обучавший Георга Фридриха игре на клавикордах.

Родители обращали мало внимания на рано проявившуюся склонность сына к музыке,

причисляя ее к детским забавам. В доме Генделей не могло идти и речи о настоящем

обучении музыке. Лишь благодаря случайной встрече юного таланта с поклонником

музыкального искусства герцогом Иоганном Адольфом судьба мальчика резко

изменилась. Герцог, услышав чудную импровизацию, сыгранную ребенком, тотчас

убеждает отца дать ему систематическое музыкальное образование. Гендель стал

учеником известного в Галле органиста и композитора Фридриха Цахау. Гендель

занимался у Цахау около трех лет. За это время он научился не только сочинять,

но и свободно играть на скрипке, гобое, клавесине.

В феврале 1697 года умер отец Георга. Исполняя желание покойного, Георг окончил

гимназию и через пять лет после смерти отца поступил на юридический факультет

университета в Галле

55

Через месяц после поступления в университет он подписал годовой контракт, по

которому "студент Гендель вследствие своего искусства" был назначен органистом в

городской реформатский собор. Он стажировался там ровно год, постоянно

"совершенствуя проворство в органной игре". Кроме того, он преподавал пение в

гимназии, имел частных учеников, писал мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку

для органа, обновляя каждую неделю репертуар городских церквей. Позже Гендель

вспоминал: "Я в то время писал как дьявол".

В мае 1702 года началась война за испанское наследство, охватившая всю Европу.

Весной следующего года, по истечении срока действия контракта, Гендель покинул

Галле и направился в Гамбург.

Центром музыкальной жизни города был оперный театр. К приезду Генделя в Гамбург

оперу возглавлял композитор, музыкант и вокалист Рейнхард Кейзер. Генделю было

чему поучиться у Кейзера. Он внимательно изучал стиль оперных композиций

знаменитого гамбуржца, его искусство управления оркестром.

Гендель устраивается в оперный театр в качестве второго скрипача (вскоре он стал

первым скрипачом). Этот скромный факт в богатой событиями жизни композитора

оказался решающим. С этого момента Гендель выбирает поприще светского музыканта,

а опера, принесшая ему и славу, и страдание, становится основой его творчества

на долгие годы.

Главным событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его

оперы "Альмира" 8 января 1705 года. То был экзамен для Генделя. Успех оперы был

прочным, ее играли около двадцати раз.

25 февраля того же года ставится вторая опера - "Любовь, приобретенная кровью и

злодейством, или Нерон". Эта опера выдержала три представления.

В Гамбурге Гендель написал свое первое произведение в жанре оратории. Это так

называемые "Страсти" на текст известного немецкого поэта Постеля.

Вскоре Генделю стало ясно, что в Гамбурге ему больше делать нечего. Он вырос, и

Гамбург стал ему тесен Накопив немного денег уроками и сочинением, Гендель

неожиданно для всех уехал.

Гамбургу Гендель обязан рождением своего стиля. Здесь закончилась пора

ученичества, здесь же молодой композитор пробовал свои силы в опере и оратории -

ведущих жанрах его зрелого творчества.

56

^ 100 ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Гендель поехал в Италию. С конца 1706 года до апреля 1707 года он жил во

Флоренции, а затем отправился в Рим. Осенью 1708 года Гендель впервые добивается

публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского

он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго".

Он также выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико

Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской -

весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории,

тотчас исполненных.

После успеха в Риме Гендель спешит на юг,.в солнечный Неаполь. Постоянный

соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и традициями.

Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную

серенаду "Ацис, Галатея и Полифем", еще несколько вещей в таком же духе, но

меньших по размеру.

Главным сочинением Генделя "в Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом

1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвратился

композитор. Премьера состоялась 26 декабря Итальянцы, с присущей им горячностью

и воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. "Они были как

громом поражены грандиозностью и величием его стиля; никогда не знали они до

того всей власти гармонии", - писал один из присутствовавших на премьере.

Италия оказала Генделю радушный прием. Однако композитор вряд ли мог

рассчитывать на прочное положение в "империи Музыки". Итальянцы не сомневались в

таланте Генделя. Однако, как впоследствии Моцарт, Гендель был для итальянцев

тяжеловесным, слишком "немцем" от искусства.

Гендель уехал в Ганновер и поступил на службу к ганноверскому курфюрсту

придворным капельмейстером. Но и там он пробыл недолго. Грубые нравы маленького

немецкого двора, его нелепое тщеславие и покорное подражание большим столицам

после Италии могли вызвать у Генделя только отвращение.

К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель отправился в

Лондон.

Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил заказ от Аарона

Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал оперу "Ринальдо".

Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре

церемониально-торжественной музыки.


В январе 1713 года Гендель пишет монументальный "Те деум" и "Оду ко дню рождения

королевы". Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой

и собственноручно подписала разрешение исполнить "Те деум". 7 июля по случаю

подписания Утрехтского мира в присутствии королевы и парламента торжественно-

величественные звуки генделевского "Те деума" огласили своды собора Св. Павла.

После успеха "Те деума" композитор окончательно решил делать карьеру в Англии.

До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при

Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке Кеннон, близ

Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель сочинял для нее музыку.

Эти годы оказались очень важными - он освоил английский стиль. Гендель написал

антемы и две маски - скромное количество при его баснословной продуктивности. Но

эти вещи (наряду с "Те деумом") оказались решающими.

Две маски, два представления в духе античности были английскими по стилю. Оба

произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой

("Ацис, Галатея и Полифем"), другое - первой английской ораторией ("Эсфирь")

Если алтемы - героический эпос, то "Эсфирь" - героическая драма на библейский

сюжет. В этих произведениях Гендель уже полностью владеет и языком, и характером

чувств, выражаемых англичанами в искусстве звуков.

Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях

Генделя - "Эсфири" (1732 год), в написанных следом "Деборте", "Аталии" (сочинены

в 1733 году). И все-таки основным жанром 1720-1730-х годов остается опера. Она

поглощает почти все время, силы, здоровье и состояние Генделя.

В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с капиталом

в 20 000 фунтов стерлингов. Оно называлось "Королевской академией музыки".

Генделю было поручено набрать в труппу академии лучших певцов Европы,

преимущественно итальянской школы.

Гендель стал свободным предпринимателем, акционером. Почти двадцать лет, начиная

с 1720 года, он сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу, работал с

певцами, оркестром, поэтами и импресарио.

Новое отечество не баловало Генделя благосклонностью. Долгое время широкая

публика вообще не признавала его. Он был

58

^ 100 ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ

известен ограниченному кругу. Англичанам больше нравилась итальянская опера и ее

автор синьор Бонончини. "Легко и приятно" - девиз Бонончини, смысл его жизни и

искусства

12 января 1723 года Гендель ставит "Отгона". На этот раз он пользуется приемами

противника, он пишет легко, мелодически приятно, это была самая популярная опера

в Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в

наступление В мае 1723 года - "Флавио", в 1724 году две оперы - "Юлий Цезарь" и

"Тамерлан". В 1725 году - "Роделинда" Это была победа. Последняя триада опер

была достойным венцом победителю.

Но судьба не была справедлива Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись

над итальянской оперой, над Генделем - сочинителем итальянских опер, над

Генделем, победившим итальянцев.

Для Генделя наступили трудные времена - все было против него. Старый курфюрст,

единственный сильный покровитель - Георг I - умер. Молодой король, Георг II,

принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца Георг II строил ему козни,

приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика не ходила на

оперы Генделя

В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы - его упорство

напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал

примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.

В 1734 и 1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал

оперы-балеты во французском стиле: "Терпсихора", "Альцина", "Ариодант" и

пастиччо "Орест". Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической

7286347720098990.html
7286380490085729.html
7286450172588096.html
7286573103015266.html
7286634904202105.html