Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - страница 9

^ 2.4. Концепции дескриптивных школ
Анализ степени сходства и различия принципов формирования стратегии, которых придерживаются школы второй группы клас­сификации, более сложен, поскольку к этой группе Г. Минцберг относит значительно большее число школ. Это школы предпри­нимательства, когнитивная, обучения, власти и культуры. Эти школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления.

Девиз школы предпринимательства — «смотри насквозь». Основные идеи школы предпринимательства исходят из интуитив­ного выбора направления движения и предвидения будущего лиде­ром организации. Процесс формирования стратегии базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя, который «одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществле­ние, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевремен­ные коррективы». Таким образом, главным стратегом является руководитель организации, который должен вырабатывать «взгляд сквозь», т. е. всесторонне рассматривать складывающуюся ситуа­цию. Он должен предвидеть будущее.

Когнитивная школа пытается проникнуть в «мысли страте­га». Школа анализирует стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека, его склада ума, мироощу­щения, мировосприятия. Поэтому эту школу можно назвать шко­лой познания. В когнитивной школе выделяют два направления: позитивистское и субъективистское. Первое трактует обработку и структурирование знаний как попытку создания объективной кар­тины мира. Второе направление рассматривает стратегию как ин­терпретацию стратегом картины мира.

Разработка стратегии осуществляется разными приемами, соот­ветствующими особенностям познавательного стиля стратега (эк­страверсия или интроверсия, сенсорный или интуитивный, мысли­тельный или эмоциональный, рациональный или иррациональный тип).

Школа обучения проповедует принцип: стратегии возникают тогда, когда люди, действуя иногда индивидуально, но чаще кол­лективно, приходят к изучению складывающейся ситуации и спо­собностей организации справиться с нею и, в конечном счете, к действенной схеме поведения. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Используются четыре модели коллективных процессов: коллегиальная модель, основанная на общем интересе, политическая модель, основанная на личном ин­тересе, модель, основанная на отсутствии интересов, аналитиче­ская модель, основанная на личном интересе.

Важным аспектом школы является ретроспективное осмысле­ние. Таким образом, выработка стратегии должна, по мнению ее приверженцев, обрести форму процесса обучения.

Школа власти трактует процесс формирования стратегии как открытую борьбу за влияние, делающую особый акцент на важно­сти использования менеджерами властных и политических мето­дов. Выделяют две ветви школы власти: микровласть — игра поли­тических сил внутри организации, макровласть — использование политических рычагов самой организацией во внешнем мире.

Стратегия, представленная этой школой, отражает интересы наиболее мощных групп данной организации. Одновременно шко­ла считает, что формирование стратегии постепенно превращается в процесс коллективный, в котором участвуют многие партнеры. Возникает деловая сеть, создаются стратегические альянсы. В ко­нечном итоге стратегия разрабатывается в процессе переговоров между всеми заинтересованными организациями. При этом школа допускает применение различных уловок, а иногда и прямую кон­фронтацию. В этом смысле ей близки рекомендации неизвестного Древнекитайского автора книги «Тридцать шесть стратагем», в которой приводится перечень разнообразных уловок, применяемых время войны.10

Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой.

Школа культуры утверждает, что формирование стратегии — это процесс социального взаимодействия, основанного на общих для членов организации убеждениях и понимании. Организацион­ная культура ассоциируется с коллективным познанием. Она ста­новится мнением организации, общими убеждениями, которые от­ражаются в традициях и привычках, а также в символах организа­ции, сооружениях и продуктах.

Таблица 2.3

Параметры школ стратегий по критериям, характеризующим содержание стратегий

Критерий школы


Параметры


школы предприниматель­ства


когнитивной школы


школы обучения


школы власти


школы культуры


школы внешней среды


Связь стратегий с оперативным управлением предприятием

Стратегия сущест­вует в виде перс­пективы

Стратегия - процесс позна­ния мира

Стратегия - схема действий из прошлого

Стратегия - набор уловок, маневров

Стратегия существует в форме перспективы

Взаимосвязь стратегии и планирования

Закономерности систем, которым отвечает стратегия

Все закономерно систем — «взгляд сквозь»

Коммуникатив­ность, иерар­хичность


Коммуникатив­ность, интегративность


Коммуникативность


Все закономерности систем


Коммуникатив­ность, интегративность


Временной гори­зонт, на который разрабатывается стратегия

Стратегия - пред­видение будуще­го — разрабатыва­ется на годы

Стратегия — перспектива без фиксированно­го периода

Не зафиксиро­ван

Достаточно длительный период

Достаточно дли­тельный период

Период соот­ветствия ресур­сов параметрам окружения

Гибкость (адаптив­ность) стратегии

Гибкость, чуткое реагирование на изменения

Быстрая реак­ция на измене­ния


Постоянное обновление знаний


Взаимодействие с партнерами


Сохранение теку­щей стратегии


Адекватная ре­акция на внеш­ние силы


Структура страте­гии, ее связь со структурой фирмы

Структура фирмы изменяется вместе со структурой стра­тегии

Не описана


Не описана


Стратегия отра­жает интересы мощных групп


Достижение равно­весия между ресур­сами фирмы


Чем стабильнее среда, тем фор­мальнее струк­тура


Степень дифферен­циации стратегии на составляющие

Не описана

Не описана

Не описана

Не описана

Система 7С: цели, стратегия, структу­ра, стиль, служащие знания, системы

Не описана

Школа придает большое значение ресурсной концепции фир­мы. При разработке стратегии устанавливаются типы ресурсов, обусловливающие высокие прибыли, иначе говоря, разработка стратегии — это процесс управления ресурсами организации.

Таблица 2.4

Параметры школ стратегий, характеризующие процесс разработки стратегий

Критерии

Параметры


школы предприни­мательства

когнитивной школы

школы обучения

школы власти

школы культуры

школы внешней среды

Соотношение индивидуального и коллективного

подходов к разработке стратегии

Главный стратег —

руководитель, его

интуиция, здравомыслие, мудрость,

опыт, проницательность

Формирование

стратегии —

протекающий в

сознании стратега процесс познания

Коллективный

подход с привлечением сторонних организаций и лиц

Открытая борьба за влияние на

основе микро- и макро власти.

Коллективный

процесс

Процесс социального взаимодействия, основанный на общих убеждениях

членов организации

Руководство -

пассивный элемент

стратегического

процесса. Оно осуществляет выбор

варианта стратегии

Спектр и степень

дифференциации

факторов, учитываемых при разработке стратегии

Стратегический

процесс — «черный ящик», находится в глубинах

познавательных

способностей

руководителя

Рассматриваются различные

стороны процесса познания.

Большое значение придается

интуиции

Разработка стратегии - управление процессом

стратегического

обучения с целью поиска новых стратегий

Обсуждаются все существенные стороны

стратегии в рамках деловых сетей, альянсов

Учитывается

ценность, редкость, неповторимость и заменяемость ресурсов организации

Учитываются параметры окружения:

стабильность, комплектность, разнообразие рынка,

враждебность

Степень формализации процесса

разработки стратегии

Процесс творческий, уравновешиваются изменения и стабильность

Процесс творческий, исследует

цепочку возможных последствий

Не формализован

Неформализованный переговорный процесс

Неформализованный процесс

управления коллективным познанием

Неформализованный процесс в рамках теории ситуационных факторов

Характер взаимодействия разработчиков стратегии и работников,

реализующих

стратегию

Культ руководите-

ля, препятствующий плюрализму,

затруднено срочное взаимодействие

На первом

месте — убеждения менеджеров

Взаимодействие

в процессе обучения

Взаимодействие

с любыми лицами и группами

Взаимодействие

в рамках общих

убеждений всех

работников

фирмы

Взаимодействие в рамках адаптации

фирмы к изменениям внешней среды


Важ­нейшим ресурсом считается культура организации. Поэтому ее не­обходимо оберегать от имитации, ибо она может существенно по­дорвать экономическую безопасность организации.

Школа внешней среды описывает взаимосвязи между конк­ретными изменениями внешнего окружения и определенными признаками организации. Внешнее окружение является главным элементом процесса создания стратегии. Организация должна адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Школа дает зна­ние о структуре организации, ее окружении и о тех разнообразных формах, которое оно (окружение) принимает. Руководствуясь иде­ями школы внешней среды, можно понять, какие типы организа­ций испытывают наибольшее давление со стороны внешней среды и когда стратегический выбор ограничен в максимальной степени. Иначе говоря, школа существенно расширяет идеологию школы дизайна, базирующуюся на SWOT-анализе.

Как видно из табл. 2.3 и табл. 2.4, существенные различия между школами этой группы начинаются с того, что практически все они исходят из разного понимания содержания самой стратегии и про­цесса ее формирования. Так, если когнитивная школа исходит из определения стратегии как процесса познания мира, то школа вла­сти, например, понимает стратегию как набор уловок и маневров. Школа предпринимательства главную роль в процессе разработ­ки стратегии возлагает на «мудрого, здравомыслящего» стратега. Школа обучения считает, что разработка стратегии — коллектив­ный процесс с привлечением сторонних организаций и лиц, а шко­ла власти трактует процесс разработки стратегии как различного рода уловки и открытую борьбу за влияние на основе микро- и макровласти.

Что касается системности в подходе к формированию стратегии, то можно заключить, что лишь школы предпринима­тельства и культуры рассматривают стратегию как систему со все­ми присущими ей закономерностями.

Практически все школы этой группы не приводят данных о степени дифференциации стратегий на составляющие. Это не позволяет сделать вывод о том, что же в конечном итоге должно составлять, по мнению адептов тех или иных школ, конкретное содержание стратегии, каковы направле­ния, элементы стратегического управления.

7289169153278293.html
7289253498866425.html
7289461698283554.html
7289567256516136.html
7289647328195439.html